26 сентября 2021

Полесский заповедник или белорусская зона отчеждения

Что вы знаете о 26 апреля 1986 года? Наверняка многие знают эту ужасную дату, которая наверное стала, переломным моментом во многом. Но в тот день не все понимали всю опасность произошедшего. Взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Экологическая трагедия с огромной площадью заражения. Сотни тысяч пострадавших и сотни прокинутых навсегда городов, сёл и деревень.

И вот в одной из таких зон, мне удалось побывать в эту субботу. Благодаря нашей компании, которая организовала экскурсию в Полесский радиационно-экологический заповедник, на юге Беларуси. За что, конечно, отдельное спасибо.

Всё началось ранним, ранним утром, когда на улице было ещё темно и большая часть города ещё спала. Собрались все возле офиса, погрузились в автобус и отправились в необычное путешествие.

Дорога была длинная, аж до самой границы с Украиной, поэтому ехали мы туда ни один час. За это время наш экскурсовод, успела рассказать нам очень много интересной истории о ЧАЭС, о ликвидаторах, о некоторых городах, которые мы проезжали и конечно же о последствиях катастрофы.

К 11 часам мы добрались до города Хойники, который находится всего в 15 км от заповедника и где нас встретили местные экскурсоводы. Мы перегрузились в специальные туристические грузовики и отправились в зону.

Сюда просто так не попасть. Нас заранее регистрировали по паспортам.

После пересечения пропускного поста, мы поехали к административным зданиям, где нам рассказали правила пребывания в заповеднике, провели экскурсию по лаборатории и местному небольшому музею. В лаборатории берутся пробы древесины и мяса на возможное радиохимическое загрязнение.

Площадь Полесского заповедника составляет примерно 216 тысяч гектар, где сейчас проживает и достаточно хорошо себя чувствует огромное количество разнообразных животных, что-то около 1000 различных видов. В том числе краснокнижные экземпляры.

В общем дальше мы отправились непосредственно в саму закрытую тридцатикилометровую зону отчуждения.

Забегая вперёд, отвечу на наверное уже появившийся у вас вопрос, а не опасно ли для здоровья там находиться и не страшно ли было нам туда ехать. Нас везли опытные ребята экскурсоводы, которые сами постоянно работают в зоне. И везли нас по специальному экскурсионному маршруту. И со слов проводника, за 6-7 часов пребывания на этом маршруте, вы получаете такое же облучение как при двух часовом перелёте на самолёте. Ну и при прохождении флюорографии вы облучаетесь ещё сильнее.

В общем мы едем в зону!

Где уже увидели первые заброшенные... хотя нет, правильнее сказать оставленные при эвакуации деревни. Которые сейчас выглядят достаточно жутковато. Потому что, иногда, дома среди деревьев и кустарников проглядываются с трудом.

Некоторые дома ещё стоят, от некоторых остались только стены, а некоторые только угадываются по остаткам фундамента.

На территории нынешнего заповедника находится 92 отселенных населенных пункта, в которых до аварии проживало 22 тысячи человек.

Первым пунктом нашего маршрута была деревня Погонная. Самая крупная (даже по нынешним меркам) и богатая деревня того времени. В ней проживало больше 1300 человек. Деревня со своей собственной больницей, школой, детским садом и местным клубом, который в своё время привлекал молодёжь из ближайших деревень.

Сейчас же гуляя по разбитым постройкам и заросшим улицам, тяжело себе представить, что здесь когда-то бурлила жизнь. Сейчас даже тяжело понять, где улица, а где были дворы.

Время тут остановилось в 1986 году. И Я думаю ещё с десяток другой лет и от этих построек мало что останется.

Центральный клуб, где когда-то проходили дискотеки (или в то время наверное ещё, просто танцы), где крутили фильмы а мальчишки из соседних деревень дрались с местными мальчишками из-за девчонок.

Сейчас же об этом можно только услышать из рассказа экскурсовода, чей отец рос в этой деревне и тоже ходил в этот клуб.

А рядом с клубом, когда-то была площадь, о которой сейчас напоминает отреставрированный памятник защитникам отечества времён ВОВ.

От деревни, действительно, сейчас остаётся лишь воспоминания. Природа берёт своё обратно, вытесняя сотворённое человеком, разрушая и пряча между куширей.

Да так прячет, что если бы нам не сказали, что вот тут, в 10 метрах от главной дороги находится двухэтажная школа, Я бы её и не увидел.

Ну и в самой школе можно только угадывать, где был кабинет химии, а где кабинет физики.

Угадывать можно только по оставшемуся школьному инвентарю.

Раньше в этих стенах бегали дети, в актовом зале устраивались школьные представления, а сейчас здесь гуляет только ветер и капает дождь сквозь дыры в потолке.

Жутковато всё это выглядит. Большой заброшенный спортивный зал, где больше никогда никто не будет бегать. Заброшенные школьные парты, за которыми никто больше не посидит. Эхо ужасной катастрофы, из-за которой людям пришлось всё это оставить.

Да это вот школа с небольшого расстояния. Тяжело в это поверить, да?

А это вот главная улица. Когда то она наверное было достаточно широкая, возможно освещалась фонарями. И если бы не нынешние экскурсии, да, и её бы уже давно не было. Были бы непроходимы кушери. Школа тут находится слева.

Эх!

Следующим нашим местом дислокации был кусочек реки Припять и заброшенные катера. Которые уже много лет стоят на берегу на растерзание дождям и ветрам.

Раньше они находились в воде. Сейчас же воды в реке стало меньше и катера стоят на берегу в совсем плачевном состоянии. А когда-то они ходили по реке и возили грузы.

Исследовав эти железные заброшенные и умершие машины, мы едем к заключительной точки экскурсионного маршрута. Деревня Красноселье. От куда, ночью 26 апреля 1986 года открывалось "потрясающее" сияние со стороны Украинской ССР.

Ведь от сюда до границы с Украиной всего несколько километров. А до самой станции всего 12-15. Так что в хорошую солнечную погоду, от сюда можно увидеть саркофаг 4-го энергоблока.

Сейчас же проглядывался только его туманный силуэт. На фотографии выше его тоже видно. Ниже Я показал стрелочкой, смотрите на туманный овал.

Вот там и был взрыв 35 лет назад и от туда пришло облако радиоактивного загрязнения.

Если бы не дождливая погода (хотя дождь был только утром, нам повезло гулять не промокая), нам бы разрешили подняться на наблюдательную вышку.

Тут кстати, тоже можно разглядеть саркофаг. Смотрите в квадратик между деревьев.

Ещё немного побродив по песчаным холмам, нашли богомола (единственного животного, которого мы встретили) и устроили с ним фотосессию.

После чего, погрузились в машины и отправились на выход из зоны. Время пролетело очень быстро.

Преждевременно мы заехали на ПУСО - пункт санитарной обработки, где прошли замеры дозиметрами и где накормили местного охранника остатками завтрака.

А уже от сюда нас привезли обратно в город Хойники, где ждал отличный ужин в местном кафе.

После сытного ужина, мы все погрузились в автобус и отправились в несколькочасовой путь домой.

Отличная была экскурсия. Всегда мечтал побывать в таком месте. Это конечно не Припять, но тоже довольно всё антуражно и жутко. Надеюсь, что больше таких ужасных катастроф не будет.

Для наглядности хочу показать где мы были. На скриншоте карты, в середине три фиолетовые точки где мы были, стрелка - это Припять с ЧАЭС.

Ну и как же Я вас отпущу без коротенького, но надеюсь интересного видео.