01 августа 2022

Велоэкскурсия Путь Коласа

В последний день июля Я и ещё несколько десятков моих коллег собрались на небольшую, но очень познавательную велоэкскурсию, организованную нашей компанией ISsoft. За что отдельное спасибо, за такие возможности.

Экскурсия проходила по местам жизни известного белорусского поэта Якуба Коласа. Места где жили его предки, где он родился и жил с другими своими братьями и сёстрами. Во время всей экскурсии, начиная от самого Минска, мы узнавали очень много интересной информации от отличного экскурсовода. Разные истории о местах, где мы проезжали, о местах где жил поэт и конечно же о самом поэте.

Я бы хотел всё это рассказать и вам. Но вот боюсь, что, во-первых, у меня не получится так же хорошо. А во-вторых, мы за день узнали так много, что для человека, который живёт в РБ только 3 года, в голове получилась такая каша, что наверняка что-нибудь да перепутаю.

Поэтому Я расскажу и покажу фотографиями и небольшим видео, саму нашу поездку и просто поверхностно объясню где мы были. Поехали!!!

Утром рано сбор возле главного офиса. Погрузка в автобус и сама поездка до точки старта велоэкскурсии. Как и говорил выше, экскурсия наша началась с самого города. Нам всю дорогу рассказывали о том или ином месте. О разных исторически важных моментах, которые там происходили.

Спустя часа полтора (может больше, а может меньше, Я что-то даже не обратил внимания) мы добрались до деревни Колосово и вот немного за ней, нас уже ждали велосипеды и организаторы.

Как же хотелось мне поехать на своём коне, но нужно было ехать на прокатном. И тут Я много бы чего хотел сказать, но не буду разглагольствовать. Но думаю, многие меня поймут и знают, что такое прокатный велосипед.

Но да ладно, со скрипом в сердце, закрываю на это глаза. Ведь Я согласился на этот тур из-за компании, из-за новых мест, из-за истории.

Ладно. Приехали мы на место и пошли подбирать себе велосипеды и получать наши завтраки, которые полагались на старте. Это чтобы хватило всем сил.

После того как все подкрепились, обкатали "коней" и подготовились нам провели инструктаж, рассказали как себя вести и куда ехать, ну и в общем то, мы все дружно поехали.

Сначала ехали по асфальту, который достаточно быстро закончился и перешёл в грунтовую лесную дорогу. Ехали не спеша, иногда останавливались, чтобы подождать отстающих и самое главное, нашего фотографа, который в самом начале пути упал с велосипеда и малость повредил руки. Но всё более-менее обошлось хорошо.

Иногда остановки были, чтобы пофоткаться или послушать очередную историю от гида.

Погода была хорошая. Утром в городе был дождь, но тут было пока сухо и достаточно тепло, хоть и солнышко пряталось за тучками. Поэтому ехать легким темпом было очень даже "комфортно".

Спустя километров 11 лесных дорог, мы выезжаем в деревню Акинчицы.

Именно в этой деревне в 1882 году в семье лесника и домохозяйки рождается Константин Михайлович Мицкевич или Якуб Колас (это его псевдоним) - белорусский писатель, драматург, поэт и общественный деятель. Именно тут начинается его путь.

В доме где он родился, сейчас находится музей и тут наша первая точка.

Тут нас уже ждали, чтобы поведать о том, как жили родители и их дети в этом местечке. Экскурсия проходила полностью на беларуской мове и мне было очень интересно, потому что за 3 года Я её слышал только в разных музеях и от редких людей. И если по началу, как мы только приехали, нам было очень не привычно слышать белорусский язык, то сейчас Я уже понимал музейного гида. Конечно многие слова мне ещё не понятны, но общий смысл был понятен.

После того как нам рассказали историю деревеньки, как жил и чем занимался отец Коласа, нас пригласили в избу.

Внутри домика было очень много вещей, которые показывали быт того времени, быт обычного лесника и его семьи.

А вот это "ленивая жена". Деревянная штуковина, которая помогала, не наклоняясь снять обувь.

"Атлант" ноу фрост того времени!

Кухонные принадлежности. Деревянные ложки из разной породы дерева. Одна сохраняла тепло, другая наоборот была холодная.

Штука (как называется уже не помню) для нарубки табака и мотки нитки ручной работы.

Место за печкой, где спали. Матрас из гороховых стеблей, надеюсь что не вру.

Детская колыбелька. Там вот внизу привязана веревка, за которую ногой качалась лялька, в то время, как руки были заняты пряжей.

Лапти - обувь из лыка.

А вот тут, под этим большим клубком есть отверстие, в которое ставили ребёнка и он ни куда не лез и тем самым можно было быстро заняться другими делами.

Например, валянием рукавичек.

Ну и конечно же печь, где готовили, чем обогревались и на чём спали зимой.

После достаточно подробного описания, почти каждого предмета, мы из хаты перемещаемся в хоз. постройки.

Где находятся различные инструменты, которые использовались в хозяйстве в то время.

А на заднем дворе, находятся какие до деревянные скульптуры. О них нам почему-то ничего не рассказали. Хотя, как Я подумал, может быть их высекает кто-то уже в наше время.

Поблагодарив работников музея, мы выдвигаемся дальше. К этому времени, кстати, начал уже моросить мелкий дождь. И многие начали прятаться в дождевики.

А следующим нашим привалом был берег реки Неман. Тут можно было бы покупаться, позагорать, если бы не дождливая погода. Хотя меня и такая погода бы не остановила и желание занырнуть было велико. Но не охото было, чтобы меня одного ждали все остальные.

Поэтому постояли, послушали о том, что когда-то по этой реке перевозили различные грузы и она считалась судоходной и поехали обратно. Обратно, мимо платины сделанной бобрами и потом направо в лес.

Ехали мы по лесу, ехали. Ехали кстати не особо долго.

И приехали!

А приехали мы в местечко под названием "Альбуть". Это лесная усадьба семьи Коласа, в которой они прожили с 1890 по 1904 год. Здесь прошли детские и юношеские годы писателя. Здесь он написал своё первое стихотворение. И именно от сюда он уехал в Несвижскую учительскую семинарию.

Как и первый его дом, так и все эти строения, конечно же не подлинные и к сожалению не сохранились до наших времён. Это всё очень хорошие реконструкции.

А не далеко от дома, растут огромные вековые дубы, которые выглядят очень величественно.

Ещё тут есть редкие для Беларуси деревья. Такие как розовые берёзы и маньчжурский орех.

Мы ещё немного походили, побродили по территории. Сделали кучу разных фотографий. Полюбовались красотой и подышали чистым лесным воздухом.

И после этого едем дальше. И многие были рады, что на этот раз путь наш лежал к обеденным столам, где нас обещали сытно накормить.

По дороге мы встретили ещё несколько красивых деревянных скульптур, которые так же в той или иной степени затрагивают жизнь Коласа.

Потом ещё немного лесной дороги и мы выезжаем на асфальт, который и ведёт нас на базу отдыха "Высокий берег".

И здесь нас уже ждёт горячий обед и небольшой отдых. Для тех кто устал.

Подкрепившись, немного поболтав и отдохнув, мы выдвигаемся к заключительной точке нашего вело тура. Хотя некоторые уже были готовы остаться тут. Но ехать нам оставалось совсем немного, поэтому выехали всё же все.

Ну а заключительная цель была у нас Литературный музей Якуба Коласа "Смольня", который так же входит в большой музейный комплекс.

Здесь нам рассказали ещё немного о писателе, о его произведениях, братьях и сёстрах и о его детях. А так же и о смерти писателя, которая застала его за его же рабочим столом. А похоронен Якуб Колас на Военном кладбище в Минске, которое находится на улице Козлова.

На этом почти закончилась наша экскурсия. Здесь мы сдали велосипеды, погрузились в автобус и поехали в деревню Новый Свержень. Где в центре возле дороги стоят церковь Успения Пресвятой Богородицы и костёл Святых Апостолов Петра и Павла.

И вот тут то и заканчивалось окончательно наше путешествие. Тут возле костёла, который был построен в 1588 году нас уже ждали, чтобы немного рассказать нам его историю.

К сожалению мы не успели послушать орган. Но зато ровно в 6 часов, мы послушали колокольное исполнение.

Ну вот в общем-то и всё. Дальше был путь домой, вопросы гиду и просто тихие разговоры. А ещё дождь за окном.

Было очень интересно послушать частичку белорусской культуры, познакомиться с коллегами и просто прокатиться под дождиком по новым местам.

P.S. Если вдруг, кому-то нужны фотографии, напишите мне, Я вам скину.

P.P.S. Ну и если вдруг, кто-то любит катать по таким же интересным местам и имеет на это желание, так же пишите мне. Можно вне "рабочих" экскурсий собираться на покатушки.

Проехали мы 26 километров и вот так выглядел наш маршрут:

И если кому пригодиться файл маршрута для Гугл карт: Велоэкскурсия Путь Коласа.kmz

Обновления от 2022.08.26

Ниже добавил немного фотографий от нашего фотографа, которые наконец-то появились в общем доступе после обработки. Выбрал только те, где Я сам попал в объектив.

Ну и как обещал, короткое но надеюсь хорошее видео: