08 августа 2022

Экскурсия на болото Ельня

Раннее утро! Солнце только-только показалось где-то за городским пейзажем. Снова офис ISsoft на Чапаева. Снова мы собираемся в очередное путешествие по стране. Приезжает автобус, на этот раз немного с опозданием (небольшой форс мажор), но это пока никак не портит настроение. Все дружно грузимся и выезжаем с города.

В этот раз путь наш лежал на север Беларуси, в Ландшафтный заказник Ельня. По дороге Я ничего не фотографировал, потому что через окно так себе фотографии получаются, поэтому просто ехал и любовался пейзажами и разными селами и городами, которые мы проезжали.

А проехали мы крупную деревню Бегомоль, где и повернули с Витебской трассы на север. Потом город Докщицы и Глубокое, последний славится своей сгущёнкой, мы кстати её обожаем. И последний город на нашем пути был Шарковщина, где мы забрали одного нашего экскурсовода Валерия. И уже от туда через минут 20 мы добрались до деревни Германовичи, где нас уже ждали.

Выгрузившись с автобуса, нас повели в парк на берегу реки Дисна. Там в беседке для нас уже был приготовлен завтрак, хотя наверное это был уже обед.

Всем нужно было подкрепиться после почти 4х часовой дороги и набраться сил перед экскурсией, потому что гулять нам нужно было много.

Плотно наевшись и немного отдохнув от дороги, нас повели в деревенскую школу. Германовичи находится совсем на границе с болотами и в местной школе есть даже целый кабинет посвященный заказнику.

Тут мы познакомились со вторым нашим экскурсоводом и они нам быстро провели экскурсию в школе и познакомили с историей болота.

А так же показали сам эко-класс, где были разные макеты птиц, интерактивные стенды с полезной информацией и терминал, на котором можно было послушать голоса птиц.

Здесь мы решили надолго не задерживаться, а лучше быстрее отправляться на сами болота и там потратить больше времени на прогулку.

Быстренько погружаемся обратно в автобус и нас везут в сам заказник. Наша конечная стоянка, находится на берегу красивого озера. Тут мы переодеваемся, одеваем резиновые сапоги и резвым шагом выдвигаемся к болотам, через лес с комарами и широкому полю.

Вокруг болот, лес образовал естественный забор, за которым и скрывается местная достопримечательность. И именно от сюда и начинается наше приключение.

Тут мы делимся на две группы, каждая со своим инструктором. Нам вручают "волшебные" палочки, чтобы удобнее и безопаснее передвигаться по болоту и собственно, мы отправляемся покорять новые просторы.

А начинаем мы с загадок! На стенде, возле обзорной вышки, нарисованы следы животных. Тут мы пытались угадать кому они принадлежат. После чего поднимаемся на саму вышку, чтобы обозреть просторы, по которым нам предстоит топать.

От обзорного "домика" уходил в лесок и затем на болота, деревянный настил. Сперва Я уж подумал, что мы будет всё время ходить по таким вот дорожкам. Да и наверняка ни Я один такой был.

Но этот настил был длинной всего метров 100-150 и заканчивался небольшой смотровой площадкой. Как сообщил нам Валерий, сюда иногда привозят школьников, чтобы рассказать про болото.

В общем то и мы тут получили наставления, как себя вести и как правильно перемещаться по болоту. И после этого нам сказали, что теперь спускаемся с помоста и идём в глубь.

Тут то и началось самое настоящее приключение и практически сразу же. Потому что не всем удалось "благополучно" спуститься с настила. Одного коллегу, пришлось сразу же вытаскивать из грязи. Его сапоги засосало так, что самому их вытащить ему не вышло.

Ну победив грязь, мы всё же выдвигаемся по мягкой и чвакающей почве.

Сразу хочу сказать, что виды могут показаться малость унылыми, и многие скажут, что же интересного может быть на болоте. Ну да, тут не особо много чего фотографировать, но тут всё же интересность в самом походе.

Очень не обычные ощущения, когда идешь и под ногами нет ни единого кусочка твёрдой почвы. А ещё нужно всегда следить куда наступаешь. На своём примере, наш сопровождающий, показал как тут всё обманчиво и взял и провалился аж по пояс в одну из лунок.

Не один раз болото горело и выгорало очень сильно. Тут до сих пор встречаются одни только выгоревшие стволы. Иногда по нему можно пройти просто в кедах и не запачкаться, а в другой раз по этой же тропинке, будет воды чуть ли не по колено.

Очень много чего интересного нам рассказал и показал Валерий. Я наверное и в этот раз тоже особо не буду вдаваться во все эти рассказы.

Территория болота очень большая, по размерам с целый Минск и мы прошли только маленький её клочок. Тут не очень много растительности, и что интересно тут вообще нет комаров, хотя казалось бы. Они тут просто не могут разводиться, вода в болоте не подходит для этого.

Так же тут очень много различных озёр. Как крупных, так и мелких. И есть острова, на которых в своё время жили люди, а во время ВОВ тут скрывались партизаны. Вот и мы сейчас могли почувствовать себя ими.

Вот там, кстати, если приглядеться, можно увидеть одно из озёр.

Но мы к нему не пошли. Нас повели к озеру поменьше, которое было безопаснее и где можно было искупаться. Что мы собственно и сделали.

Хочу отметить необычность озера. Конечно это озеро среди болот, оно имеет коричневатый (коко-кольный) цвет, оно глубокое (до дна так никто и не достал), глубина начинается прям от берега (по принципу бассейна), вода в нём как зебра (есть участки прям тёплой-тёплой воды, а есть холодная). Ну и самое интересное воду из озера, как и любую другую на болоте, можно пить. Что и продемонстрировал нам экскурсовод.

Хоть цвет у неё не очень приятный, но на самом деле вода очень чистая. Тут брали пробы и подтверждали, что она чище даже чем у нас в кране.

В общем накупавшись вдоволь, отдохнув и наслушавшись разных реальных историй, мы отправляемся дальше.

Как, наверное, вы могли заметить, тут нет высокой растительности. Всё дело опять таки в нехватки полезных для деревьев веществ. Поэтому тут всё такое низкое и карликовое. Те же самые сосны, которые в высоту могут достигать всего метра 2-2,5 и выглядеть как японский бонсай, но при этом иметь 200 или 300 летнюю историю.

Но всё тут самое необычно, для человека, который первый раз попал на настоящее болото, это перемещение по естественному батуту. Это просто невероятное ощущение, когда под тобой колышется большая часть почвы. Я даже не знаю как это описать, тут нужно побывать самому.

Но тем не менее, мы уже вышли на участки болота, которые были очень красивые. Где местами, там и тут, разливаются мелкие озерки, вокруг стоят карликовые сосны, а под ногами так и булькает торфяная водичка.

Кстати, где-то мы пересеклись со второй нашей группой, которые топали немного по другому маршруту.

По ходу всей экскурсии, на небольших привалах, Валерий рассказывал нам о растительности, которая тут находится, показывал её нам. А ещё, как оказалось, он фотограф и увлекается птичками. И на очередном отдыхе, провёл нам экзамен по знаниею различных птиц.

А потом у нас начался очень весёлый участок перехода, где мне кажется, никто не остался чистым. Все хотя бы раз, нырнули в местный "бассейн" и уже у всех были полные сапоги водицы. Кстати некоторые наши, решились попробовать водицу из болот на вкус. Я вот так и не смог. Но кто пробовал, сказали что она на вкус как обычная, с лёгким привкусом торфа.

Топать по болотам, это не гулять по парку, поэтому приходилось делать остановки почаще, чтобы немного передохнуть и дожидаться отстающих ну и послушать ещё историй.

А ещё что Я понял, это нужно было бы обуть кроссовки, как был обут сам Валерий. Потому что в резиновых сапогах всё равно было мокро, но в них ходить много очень не удобно. В следующий раз так и сделаю.

Ну а мы уже подходили к границе болота и нам нужно было ускоряться. Потому что начал дуть сильный ветер, который гнал чёрные тучи и грозу.

Поэтому мы нацепили дождевики и потопали на выход. А тем временем пошёл дождь, который только придал антуража.

Когда добрались мы до нашего лагеря, там нас уже ждал ужин. Ужин под дождём. Хорошо что там была закрытая беседка, куда мы все дружно и набились. Тут кстати и вторая группа подоспела и мы уже все дружно набивали наши желудки вкусной и сытной едой.

Ну а уже после ужина, начали собираться домой. Тут как раз и дождь закончился. Вернувшись в автобус, мы переоделись в сухую одежду, а самое главное в сухую обувь, расселись по местам, расслабились и отправились домой.

Хотя по дороге, Валерий предложил заехать к нему домой, где он показал нам свои работы по дереву. Различные разделочные доски, подносы, миски и разное другое. Кому что приглянулось, приобрели себе на память.

На этом пожалуй всё. Рассказать, конечно, можно было ещё много всего. Но как Я уже сказал, это путешествие не о рассказах и фотографиях, это путешествие о новых впечатлениях, которые нужно прожить на своём опыте. Болото по своему прекрасно и нужно беречь такую красоту и не дать ему пересохнуть.

Спасибо огромное нашей компании, за то что возят нас в разные чудесные места Беларуси.

Обновления от 2022.08.26

Ниже добавил немного фотографий от нашего фотографа, которые наконец-то появились в общем доступе после обработки. Выбрал только те, где Я сам попал в объектив.

Ну и конечно же видео, как и обещал: