13 июля 2020

Экотропа "Родники святые криницы". Дот и парочка оружейных капониров

Прошли очередные выходные, которые не обошлись без загородной поездки. В эту субботу выехали по ещё одному интересному маршруту. Целью у нас была интересная экотропа, не так далеко от города. Экотропа и святые родники.

Об этом месте Я узнал, находясь ещё в Бишкеке. Тогда Я просматривал различные источники, с целью побольше узнать о Беларуси и найти интересные места, куда можно было бы добираться на велосипедах. В общем собрались и поехали.

А маршрут Я построил так, чтобы на обратном пути можно было ещё посетить несколько военных ДОТ-ов.


В этот раз с нами поехал, можно так сказать новичок в области катания на большие расстояния, поэтому практически весь маршрут проходил по асфальтированным дорогам.



По дороге: потрясающие виды, бескрайние поля, небольшие лесополосы, памятники ВОВ, а так же небольшие и уютные деревни с аистами на столбах.






А ещё по дороге, совершенно неожиданно, нам попался ДОТ №167. Действительно неожиданно. Хоть и находился он прям рядом с дорогой, но уже довольно сильно погрузился в землю и зарос зеленью, что если бы Я не повернул голову в сторону, то и не заметил бы его.


Минский укрепрайон - это огромная дуга военных построек, вдоль всей западной границы города. О этой дуге Я уже немного писал, когда мы ездили на самый первый ДОТ№122. Поэтому куда бы вы ни поехали в этом направлении, думаю везде можно найти эти небольшие "грибочки".

Этот ДОТ точно такой же как и 122, поэтому особо много времени не стали ему уделять, да и пролезь в него уже не совсем так просто.

Зато уделили немного больше времени гороховому полю, которое даже не сразу заметили. Сделали небольшой привал и пожевали немного зелёный горошек. После чего отправились дальше.




Ехали не спеша, иногда останавливаясь, но всё же двигались к своей цели. И Я до сих пор не перестаю удивляться чистоте в республике. Чистые дороги и вдоль многих из них косят траву. Чистые деревни, которые даже тяжело назвать деревней. В общем красота везде неописуемая.




Ну а тем не менее, проехав деревни Новый Двор, Шершуны и повернув сразу за мостом направо, за деревней Курганы, мы проезжаем пару километров по грунтовке и добираемся до родников.



В итоге, от черты города у нас вышло 36 км. В принципе не так далеко и при хорошем темпе, сюда можно добраться часа за полтора.

Что из себя представляют эти родники, эта экотропа?

Это место в 2008 году было признано гидрологическим памятником природы республиканского значения. Здешние родники уникальны тем, что текут с самого верха горы, местами образуя небольшие водопады. А в самом низу, куда они стекают, образуется болото покрытое зелёным мхом. И чтобы удобнее было там ходить и наблюдать за "волшебной" природой, была проложена экотропа. Если бы её не было, то ходить тут было бы тяжело и опасно.

А ещё, по легенде, когда-то на этом месте стояла церковь, которая ушла глубоко под землю. И с тех пор возникли криницы, которые местные жители начали называть "святые". И это единственные источники, которые имеют в название святость.






Всего здесь 14 родников и все они впадают в речку Удра, которая вроде как впадает в Балтийское море.

Местность в округе очень влажная, поэтому многие деревья не выдерживают и валяться. А так как экотропа - это охраняемый объект, то заваленные деревья не убирают, что придаёт ещё больший антураж нетронутой природы.

Поэтому приезжая сюда отдохнуть и погулять, не оставляйте здесь мусор и забирайте его с собой.




Вот такое необычное и очень интересное место, куда обязательно стоит съездить. Хотя бы даже на машине.

Ну а мы едем обратно, ну и чтобы немного разнообразить маршрут, решили сделать небольшой крюк от источников через небольшие водохранилища поблизости.



Одно из них оказалось каким-то частным - за забором, а второе побольше - для платной рыбалки, но к нему хоть можно было подъехать. И было бы солнечно, обязательно бы залез накупаться.

Затем мы ехали обратно, частично тем же маршрутом, ну а потом мы свернули в деревню Жуки. Это чтобы не ехать домой теми же дорогами и заодно заскочить на парочку военных укреплений.

В этом районе их довольно таки много и посещать каждый ни хватит ни какого времени. Поэтому приходиться выбирать. А первый выбор пал на оружейный полу капонир №02, рядом с Жуками. Но пришлось немного сгонять в сторону от дороги, по полям.



Чем был интересен именно этот из 6 других, которые находятся совсем рядом, это тем что он принимал участие в боях под Минском в июне 1941 года. О чём можно увидеть по повреждениям на стенах, над амбразурами.

Единственное... Я тут понял, что все большую часть объектов дуги, нужно посещать весной. Потому что сейчас они уже так заросли травой и высокой крапивой, что к ДОТ-у тяжело подойти и сделать хороших фотографий. Ладно подойти, его ещё нужно найти в этой зелени. Поэтому фотографий немного, но чуть больше можно увидеть на видео ниже.




Этот капонир был ещё интересен тем, что он, в отличии от предыдущих (которые мы уже видели), оснащался 75-мм пушками образца 1902 года. И в нём хорошо сохранились оружейные лафеты.

Обследовав ОПК№2, мы так же по полям возвращаемся обратно к деревни Жуки и дороге дальше.

Кстати на фото ниже, можно разглядеть ещё один ДОТ№9. Находится он на холме рядом с металлической опорой ЛЭП.


Выехав на асфальтируемую дорогу и проехав всего несколько километров, мы свернули в поле и хотели посетить ДОТ№159, который так же "воевал" и имеет очень большие повреждения. Но поле оказалось засажено сурепкой. И пересекать вдоль по нему вообще не реально. Пришлось возвращаться обратно.

Зато удалось добраться до ОК№06, который находился в небольшом лесу и тоже уже совсем зарос непроходимой травой и жгучей крапивой. Но добраться до него стоило того.

Этот оружейный капонир интересен тем, что мог вести оборону в обе стороны. Он был оснащён четырьмя 76-мм пушками, по две на каждую сторону. И именно этот капонир летом 1941 года держал оборону несколько дней, удерживая фашистские танки, рвущиеся к Минску.

В первые дни войны, его успели полностью укомплектовать. Он настолько большой, что гарнизон его составлял аж 22 человека. И вот уже 26 июня немецкие танки подошли к ДОТ-у, где завязался ожесточённый бой. В ходе которого была повреждена защитная панель и следующий снаряд попал в бойницу, что можно явно увидеть.

Бой прекратился только 28 июня, когда Минск был уже захвачен. Но гарнизон ещё ничего об этом не знал, так как остался без связи. А так же закончились все боеприпасы и им пришлось покинуть укрепление. Но в ходе боя, было уничтожено несколько танков и боевых машин противника.








Капонир сохранился очень хорошо. Внутри сыро, но достаточно чисто. Без фонариков там делать нечего. Туда, где не попадает свет, очень темно и даже малость жутковато. На нижние уровни, мы даже не решились опускаться. Но всё же очень интересно.





Вот такие вот интересности есть не так далеко от города. И да, повторюсь, по дуге кататься лучше весной. Летом тут слишком зелено. Минский укрепрайон очень большой и почти каждый его объект привлекателен по своему. Так что возможных поездок вблизи города ещё достаточно.

Ну а дальше мы просто "гнали"  в город, уже больше ни на что не отвлекаясь.



Маршрут



Профиль рельефа




По велокомпу вот что вышло:
  • Дистанция - 82,74 км (+20 км по городу до МКАД и обратно);
  • Время на колёсах - 4 часа 35 минут;
  • Средняя скорость - 18,04 км/ч;
  • Максимальная - 50,30 км/ч


Ну а для самых терпеливых.

Видео



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ещё можете почитать вот эти статьи: