25 июня 2023

Поездка в Могилёв

Лето в разгаре, в прямом смысле этого слова! У нас наконец-то первый в этом году отпуск. А это значит, что время путешествий по стране. И в этот раз у нас следующий областной город в очереди. Город Могилёв.

Находится он в 200 км от Минска на восток. Пожалуй самый близлежащий город из всех областных и самый маленький по площади. Могилёв расположился на берегу реки Днепр, который является судоходным в течении 230 дней в году и имеет ширину в городе 100 метров.

В общем сюда то мы и "намылились". А это раннее утро, чыгуначны вакзал, очень коротенький, всего в три вагона, поезд бизнес класса и мы на перроне в ожидании очередной поездки.

Поезд  едет достаточно быстро, с очень короткими остановками. Которых было всего 4 по пути. И очень комфортный. На таком же мы ездили в Витебск.

Поэтому мы даже и заметить не успели, как спустя 2,5 часа мы уже прибыли на вокзал Могилёва.

День первый

И уже прям от сюда начинается наша "экскурсия" по городу. А именно со станционного смотрителя времен Российской империи. Ну правда только в виде скульптуры. Но как раз так они и выглядели в то время - часы на цепочке, фонарь и фуражка с кокардой.

Сам вокзал тоже тех времен, построенный в 1902 году.

Недалеко от вокзала, рядом с домом культуры для железнодорожников, установлен древний паровоз - памятник.

Глянув все достопримечательности железной дороги, мы топаем на остановку, чтобы добраться до центра и квартиры, которую мы сняли на ночь.

А квартира эта оказывается находится прям на против гостиницы Могилёв. Сперва думали остановиться в ней, но всё же просто на ночь, проще и дешевле найти посуточную квартиру.

Добравшись до квартиры и оставив свои вещи, мы наконец отправляемся на городскую экскурсию "Гудвин - стайл". Это когда нужно пройти очень большое расстояние и увидеть как можно больше достопримечательностей и просто интересных мест.

И уже свернув в ближайший двор, или это была больше подъездная дорога или парковка, мы увидели интересное металлическое сооружение - вертикальную парковку.

Оказывается она появилась в городе совсем недавно и была построена "Могилёвлифтом". Так пытаются избавиться от проблемы с нехваткой парковочных мест. Хотя обилия машин в этом месте мы не заметили.

А парковка эта находится рядом с музеем имени Петра Масленникова. Это белорусский педагог, искусствовед и художник. Само здание было построено в 1914 году в стиле "модерн" и богато украшено различными травянистыми орнаментами и кокошниками. Очень колоритное и красивое здание, в котором до музея располагался поземельно-крестьянский банк. И сейчас, если у вас где-нибудь случайно завалялась купюра номиналом 200 рублей (белорусских конечно), то на ней вы как раз и увидите это здание.

Рядом с музеем мы нашли "меч короля Артура". Поднять конечно же у нас его не удалось!

Идём дальше! Выходим на улицу Первомайскую и двигаемся по ней на юг. По дороге любуясь различными клёвыми домиками и прочими произведениями искусства.

По дороге заглянули в центральное отделение "Белпочты", рядом с которым стоит потрясающий почтовый ящик. Да и внутри тоже очень красиво и находится другой не менее интересный ящик для почты.

Движемся дальше.

Останавливаемся напротив "Дунькиного клуба", чтобы сфотографироваться в сердечке. Здание, которое немного выбивается своим помпезным видом из серости обычных городских домов, было домом культуры, в котором проводились танцевальные вечера. Где горожане знакомились, встречались и танцевали. Сейчас же здесь просто рабочий офис.

Рядом с "ДК" стоит местная Триумфальная арка. Только называется она Арка Славы и посвящена он памяти советских солдат. Хотя её история начинается с 1780 года, когда она была возведена к приезду Екатерины II. Здесь она вместе с Иосифом II (австрийским иператором) решали судьбу Речи Посполитой.

Дальше опять немного домов и памятник герою ВОВ.

На предыдущей фотографии, за очень узеньким домиком вы наверняка  заметили кафедральный костёл Святого Станислава, который был построен в 1738-1752 годах. Это архитектурный памятник является одной из главных ценностей Могилёва.

Зажатое между современными домами, величественное здание костёла украшено колонами и двумя небольшими куполами.

А особую ценность этого здания можно увидеть только зайдя во внутрь. Тут на стенах представлены фрески мастеров того времени.

Выйдя с костёла и дворика, в котором он располагается вы прямиком упрётесь в не менее потрясающее здание из красного кирпича. Я просто влюблён в различные здания из красного кирпича, но это поразило меня больше всего.

Драматический театр! Которые был построен в 1886-1888 годах в неорусском стиле. Судя по различным источникам, зал драмтеатра является уменьшенной копией Варшавского малого театра. А ещё тут в своё время из губернаторской ложи сам император Николай II любовался представлениями на сцене.

Ну и самые внимательные и знающие люди, наверняка заметят на входе в театр сестру-близнеца скульптуры "Дама с собачкой", что стоит у фонтана возле "Комаровки" в Минске.

Двигаясь дальше мы выходим на Аллею Героев, где находятся металлические конструкции с информацией и портреты уроженцев РБ и в частности города Могилёв, и все они являются Героями СССР.

И вот наконец-то мы выходим на Площадь Славы, где расположена стела борцам за Советскую власть.

Под стелой находится вечный огонь и он горит, хоть и не видно на фотографии.

Ещё же на этой площади, напротив стелы расположена Городская ратуша, которая была построена ещё в 1679 году и неоднократно разрушалась и восстанавливалась заново. Высота восьмигранного сооружения составляет 46 метров.

Сейчас в здании находится городской музей, а в башне есть две уникальные вещи - это часы приводимые в движение гирями и мальчик-горнист Могислав. Механическая фигурка, трижды в день трубит фанфару, на которую к сожалению мы опоздали. А на вечерние уже не было сил.

Ну и конечно же чем ещё привлекательна данная площадь, так это своей панорамой на Заднепровье, прекрасный Днепр и остальную часть города.

Ещё, кстати, мы тут нашли необычную скамейку. Хоть она и для примирения, а мы не сорились, но сделать традиционную фотографию на прикольных скамейках, обязательно нужно было.

Побродив по площади, полюбовавшись прекрасной панорамой мы осознали, что сильно проголодались. Ведь время уже было за обед и мы хорошо так погуляли. Поэтому посетили мы кавказскую кафешку тут же.

А уже после того как пополнили энергетические резервы, мы отправляемся дальше. Рядом с Площадью Славы, расположился небольшой парк культуры имени Горького, где как Я понял в XVII столетии располагался Могилевский замок. Сейчас тут находится небольшой Храм и две смотровые площадки, на карте они обозначены как у ДОТа. Возможно тут во время ВОВ был ДОТ, и если был, то осталась от него только бетонная площадка.

Спускаемся вниз с огромного холма-замчища, где находилась когда-то крепостная стена, и заходим в подземный переход, который является мини-музеем. Ведь на его стенах изображён старый Могилёв в разные временные периоды.

Очень классное решение. Ведь здорово посмотреть как выглядело то или иное здание города, или то или иное историческое место в прошлом. Так что в обычном (хотя не совсем) переходе, можно застрять на какой-то промежуток времени.

Если приглядеться, на первом фото слева внизу изображен ЖД-вокзал, а справа Костёл, про который мы говорили выше.

А на втором - как раз таки послевоенная разрушенная Городская ратуша.

Через подземку мы попадаем к берегу Днепра и под огромный мост, который охраняют львы.

А за мостом на берегу реки мы видим парк, хотя Я знал о нём заранее и он был у нас в планах на посещение, но тем не менее, отправляемся туда.

По дороге, проходим мимо Синагоги и Свято Покровской церкви.

В парке, который кстати, называется "Подниколье", очень много различных каменных скульптур необычной формы и скульптур из дерева, метала или зеленых живых кустов.

Давно мы так много не ходили, поэтому оставляю своих в тени деревьев, кушать мороженку и отдыхать, а сам в это время топаю к Свято-Никольскому монастырю, который находится рядом с парком.

Один из главных православных центров города и в целом области, монастырский комплекс состоит из нескольких объектов. И один из них является собор, постройки 1669-1672 годов и включен в реестр ЮНЕСКО как наиболее ценное сооружение Европы в стиле барокко. В комплекс ещё входят Онуфриевский храм (1798 год), церковный дом для паломников и колокольня.

В храм заходить не решаюсь. Всё же это женский монастырь, а Я тут весь такой в футболке и шортах. Поэтому отправляюсь обратно к своим, ожидающих в парке.

Кстати, хочу напомнить, что с нами как обычно была моя верная мини камера ГоуПро, так что всё, что не попало на фото, должно попасть на видео. Которое вы наверняка найдете в самом низу статьи. А пока идём дальше. Верее пока чуть обратно и наблюдаем шпиль Городской ратуши.

Чтобы выйти из парка и вернуться обратно в исторический центр города, мы выходим к очень красивой лестнице с фонтанами и каскадом водопадов. В реале выглядит ещё более потрясающе!

И кому-то же (Танюшке и Тёме) было не лень идти и считать ступени, которых оказалось 242 штуки и с которых, пока ты поднимаешься вверх, открывается всё больше и больше красоты. Одна из них, Свято Покровская церковь, которую мы проходили ранее.

А на верху, рядом с входной аркой, стоит памятник выдающемуся белорусскому просвятителю Георгию Конисскому. Который был открыт буквально в августе прошлого года, к 305-летию православного проповедника, философа и общественного деятеля.

От сюда мы выходим к площади Орджоникидзе рядом с которой находится дворец вышеупомянутого архиерея. Дворец, который сложно назвать таковым, был построен в 1762-1785 годах и горожане считали его особым духовным центром.

К сожалению Я тоже видать немного подустал и чуть сглупил. Не додумался обойти здание с лицевой его стороны. Поэтому имеется только обратная его часть.

Ну а мы плавно перемещаемся на пешеходную улицу Лининскую, которая возможно может потягаться (хотя не очень сильно) с пешеходной в Бресте.

Тут она тоже достаточно длинная, широкая, с кучей классных домиков, магазинчиков и кафешек. И в выходные тут наверняка вечерами кипит жизнь.

А вот тут загадка для вас. Найдите на этом фото Пакмена. Кто не помнит, Пакмен - это герой древней игры, в виде жёлтого кругляшка с открытым ртом поедающей точки.

Небольшая подсказка, тут он немного зелёный.

А прям за Пакменом, мы заглянули к пожарникам. Пожарная часть выглядит как-будто она уже отошла к музею, но мы сами видели, как в неё парковалась современная пожарная машина МЧС. Совсем не похожая на те машины из прошлого, что стоят рядом.

В сам музей пожарного дела, который находится тут, мы к сожалению не попали. Потому что он был закрыт на ремонт. Поэтому возвращаемся на Ленинскую и идём дальше.

Проходим мимо дома купца Анташкевича, в котором сейчас находится картинный музей Бялыницкого-Бирули. Нам далеким от искусства людям,заходить туда было не очень интересно, хотя Иришке бы наверное там понравилось.

Мы идём дальше. Мимо детской школы художества, мимо Лютеранского сквера и прочих красивостей.

И выходим на Площадь звёзд, где рядом с кинотеатром "Родина" восседает на высоком стуле единственный в мире памятник Звездочёту, который указывает на небо. А вокруг него стоят 12 стульев символизирующие знаки зодиаков.

А ещё, говорят, что если дотронуться до пальцев звездочёта и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Телескоп кстати, тоже не совсем обычный, в нём встроен лазер, луч от которого видно в небе на многие километры. Правда включают его только по каким-либо праздникам.

На этом улица пешеходная не заканчивается и на ней чуть дальше есть ещё два памятника архитектуры. Одно - красивое песочно-белого цвета здание нац. банка, построенное в 1904-1906 годах и второе - сооружение царской эпохи трехзвёздочная гостиница "Губернская".

И тут мы нашли окончание или начало (смотря с какой стороны стартовать) пешеходной улицы. С этой стороны она упирается в Сквер 40-летия Победы, с фонтанами с радугой, влюблённой парой и медвежатами на телеге.

А ещё тут же рядышком нашли знаменитого Лёву Могилёвского.

Вы наверное уже задаётесь вопросом, сколько же можно гулять и когда уже закончится ваш первый день. Ну по крайней мере Я слышал этот вопрос уже несколько раз от моих экскурсантов. И мой ответ - уже совсем чуть-чуть, мы уже почти дошли и уже давно двигаемся в сторону квартиры. Всего пару кварталов осталось.

Поэтому немного терпения и хоба, мы уже на площади Ленина. Где мы можем наблюдать огромное здание бывшей штаб-квартиры НКВД с двумя портиками и по 6 коринфских колонн. Сейчас в этом здании находится Белорусско-Российский университет.

Интересный факт - универская библиотека находится в тюрьме НКВД.

А на против мы можем увидеть огромнейшую площадь, конечно же с монументом Ленина и монументальное здание Могилёвского облисполкома - воплощение советского до и послевоенного времени.

Заметили? Заметили?! Напоминает что-то, верно? Конечно вы заметили. Это же практически копия площади Независимости с её Домом правительства в Минске.

А на против Ленина, ближе к дороге мы нашли Розу ветров и узнали что от сюда до столицы 199 км.

Ну и последними точками нашего первого дня прогулок были Могилёвский областной театр кукол и церковь Трёх Святителей, которые находятся за "Домом советов". Обратите внимание на кису рядом с театром.

Ну как вы понимаете, сил уже не было и заходить во внутрь никуда уже не стали.

Дальше доползли мы до дому. Поужинали и... и Я решил ещё чуть-чуть выйти подышать воздухом, который к вечеру немного остыл и прогуляться на набережную Дубровенки. Где нашёл Я русалку!!! Правда каменную.

А ещё Я обратил внимание, что по всему городу очень много встречается разных каменных скульптур. Прикольно!

Ну вот теперь точно всё. Первый день закончился. Мы прошли больше 15 км, немного устали, поэтому отправляемся в постельку баюшкать и набираться сил.

А вы можете сходить за чашечкой чая или кофе, потому что на этом ещё не конец нашей "экскурсии" по Могилёву. Дальше день номер два.

День второй

Ну что, отдохнули? А мы вот, вроде бы да. Отоспались, отдохнули и начали собираться на прогулку.

Но сперва нужно было бы позавтракать. А для этих целей мы нашли просто обалденную столовую в ЦУМ-е. Где и интерьер был как в ресторане, и вкусно кормили, и самое главное совсем не дорого.

А вот уже после завтрака, сели мы в маршрутку и отправились в пригород. Хотя местные говорят, что это черта города. Отправились мы в мемориальный комплекс «Буйничское поле», который находится вблизи деревни Буйничи.

В 1941 году здесь проходила линия советской обороны и 10 июля шли бои за Могилёв. Гитлеровские войска рассчитывали сходу захватить областной цент и бросили на Буйничское поле 70 танков. Основной бой длился 14 часов и за это время советским солдатам удалось сжечь 35 танков и отбить несколько атак.

После такого неудачного похода на Могилёв, немецкое командование даже не решилось сообщить Гитлеру о провале и просто доложили, что город взят.

Так что данное место стало символом доблести и отваги советских солдат.

Сейчас посреди поля находится 27-метровая часовня и покоятся останки защитников города.

Так же здесь представлены несколько единиц боевой техники, образцов Второй мировой.

И ещё очень интересное, что бросается в глаза, это "подбитый" немецкий танк, который показывает как здесь "обломали свои зубы" фашисты. А чуть поодаль от него стоит направленная на него советская пушка.

Рядом с часовней есть "Озеро слёз". Почему такое название, Я думаю, объяснять не нужно.

Если пригляделись, там вон дальше стоит храм. Это храм Рождества Иоанны Предтечи. Туда мы тоже сходили и зашли вовнутрь.

Кстати, если верить меткам в картах, ещё рядом с часовней растёт 120-летний дуб. Хотя по высоте он не сильно таки на него похож.

Зато там дальше есть три других дуба. Совсем молодых, которые были высажены в честь трёх армий 2-го Белорусского фронта.

Кстати, во время боёв на поле находился советский корреспондент и писатель Константин Симонов и он описал в своём романе «Живые и мертвые» это легендарное сражение, а прах свой завещал развеять именно тут.

Не знаю, исполнили его завещание или нет, но камень в его честь тут имеется.

Ну а вот так выглядит главный вход в мемориальный комплекс - потрясающая тройная арка выложенная из кирпича. Мы же вошли немного с другой стороны, где была автобусная остановка.

Закончив обзорную прогулку по Буйничскому полю, мы переходим через дорогу на другую сторону, где находится Могилёвский Зоосад.

Здесь много разных животных, от белочек и кроликов, до медведя и льва. Некоторых можно кормить приобретённым хлебом и морковкой. Что мы в принципе и делали.

А рядом со входом мы увидели целую выставку конкурсных скворечников.

У данного зоосада (почему он и называется садом, а не парком) есть удивительная особенность. Здесь есть огромная территория, по которой свободно разгуливают зубры и лани или олени. И где можно устроить сафари на мини-поезде и полюбоваться этой красотой.

В общем есть на что тут посмотреть и где погулять.

Есть даже прудик с огромными рыбинами (вот бы куда на рыбалку прийти) и лебедями.

В общем нагулялись мы ещё и по зоосаду. И нам пора уже было выдвигаться обратно в город.

Основные городские достопримечательности были осмотрены в первый день. На второй у нас было запланировано только место сражения и зверушки. Поэтому и обратный билет мы взяли на пол четвертого.

Так что нам оставалось только вернуться обратно в квартиру, собрать свои вещи и пойти в ту же ЦУМ-освкую столовую на обед. Очень советуем тем, кто собирается в Могилёв.

Кстати, что ещё малость удивило в Могилёве, это общественный транспорт.

Первое - это когда только приехали, покупая талончики на проезд, меня спросили, вам на автобус или троллейбус. А в чём собственно разница? Цена одинаковая, так зачем делать разные талоны и потом ловить тот или иной транспорт. Странно в общем. Там в самом начале вы наверняка видели фоточку этих талонов.

Второе - это то, что в некоторых автобусах/троллейбусах (не во всех, судя по табличке спереди) ездят контролёры. Которые принимают оплату и выдают тебе билетик. Ну либо проверяют тот, что ты купил заранее. А мы когда в первый зашли, Я по привычке пробил талоны. А их оказывается проверяет контролёр.

Когда Я был совсем мелким и любил кататься с отцом на автобусе, похожие билетики раздавал пассажирам Я. Прям ностальгия!

Ну а тем временем мы уже прибыли на вокзал и погрузились в свой поезд обратно в Минск.

Оставалось только 3 часа дороги, всего несколько остановок по пути и мы снова дома.

На этом и закончилось наше путешествие в Могилёв, город который рассматривался и мог бы стать столицей Беларуси, но что-то пошло иначе.

Таким образом у нас остался всего один областной город - Гомель. Он и будет нашей следующей целью.

В заключении хотел бы сказать, что Могилёв в нашем личном рейтинге занял третью позицию после Бреста и Гродно. Витебск сместился на четвёртую. Но и тут двух дней (хотя второй у нас был только половина) вполне достаточно чтобы увидеть всё самое интересное. Конечно если вы любители различных музеев, то тогда нужно либо второй день полностью занимать, либо брать ещё один дополнительный день.

Вот в общем-то и всё. Надеюсь не сильно утомил большим количеством текста, но иногда на меня находит муза. Всё, заканчиваю! Увидимся в следующих наших путешествия и уже в Гомеле. Ну либо с кем-то просто в следующей статье.

А вот тут-то пора взглянуть на короткие видосики!